Факторинг и с чем его едят
Существуют различные виды факторинга. Основной разновидностью факторинговых сделок является открытый и закрытый факторинг.
При открытом факторинге покупателю известно, что в сделке участвует факторинговая компания. В этом случае оплата будет производиться по реквизитам этой компании.
При закрытом покупателю не известно об участии в факторинг сделке факторинговой компании. При этом денежные выплаты покупатель будет производить на счет поставщика, который уже самостоятельно будет перечислять их факторинговой компании.
Еще одной разновидностью является факторинг с правом регресса и без права регресса. При первом виде подразумевается, что у факторинговой компании есть право требовать погашение задолженности с поставщика, если покупатель не погасил эту задолженность в установленные договором сроки. При втором виде факторинговой компании приходится самостоятельно взыскивать задолженность с покупателя. При этом факторинговые сделки без права регресса проводятся только с надежными и проверенными клиентами.
Существует также внутренний и внешний факторинг, который различается по территориальной принадлежности. Внутренний факторинг подразумевает, что все участники факторинговой сделки являются резидентами. Внешний факторинг подразумевает, что в сделке могут принимать участие представители других государств. Во внешней факторинговой сделке могут участвовать две факторинговые компании. При этом одна из них финансирует поставщика, а другая осуществляет перевод денежных средств от покупателя в качестве оплаты продукции.
Факторинг это одна из разновидностей кредитования, но которая имеет ряд отличительных особенностей от обыкновенного кредитования. При кредитовании происходит финансирование инвестиционной деятельности, при факторинге финансируется текущая деятельность. Размер заемных средств при факторинге не устанавливается договором, а зависит от фактической потребности клиента. При факторинге не требуется обязательное обеспечение в виде залога или поручительства.
Основное преимущество факторинга заключается в том, что нет необходимости переходить на РКО (расчетно-кассовое обслуживание) в факторинговую компанию, если эти функции выполняет банк. Еще одно преимущество факторинга это минимум необходимых документов (счет-фактура, накладная).
Основным недостатком факторинга является высокая переплата, так как за оказание своих услуг факторинговые компании взимают высокие комиссии, размер которых может достигать 20% от суммы сделки. Кроме этого ежедневно происходит начисление процентов, зависящих от размера предварительного платежа.
При помощи факторинга у поставщиков есть возможность планировать свои финансовые потоки, увеличивать ликвидность и оборачиваемость задолженности, страховать риски, связанные с отсрочкой платежа. У покупателя есть возможность не отвлекать свои оборотные средства, что влияет на результаты его деятельности. Поэтому факторинг пользуется большой популярностью в секторе малого и среднего бизнеса.